19:32 

Sabrie
carpe diem
17.10.2015 в 17:44
Пишет priest_sat:

17.10.2015 в 15:59
Пишет LudmilaMil:

18.09.2015 в 08:06
Пишет Властелин Ничего:

Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель

изображение



Еще одно эссе Паланика о литературном мастерстве: на какие глаголы каждый автор должен наложить табу.

Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.

Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».

И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.

До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».

Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.

Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»

Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».

Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».

Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».

Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».

Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».

Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.

И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».

«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».

«Ларри знал, что он мертвец».

Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.

отсюда


URL записи

URL записи

URL записи

@темы: writing

URL
Комментарии
2015-10-20 в 22:48 

feyasterv
Вот поэтому я и не читаю Паланика) и Стивен Кинг примерно так пишет. Я не могу продраться через это бесконечное словоблудие. То есть это конечно говорит скорее всего о моем дурновкусии, я понимаю) Это ж Паланик) но блин это ужасно. Есть в этом какое-то зерно, глаголы быть и иметь например (хотя это наверное скорее для английского языка аутуально, в русском этими глаголами злоупотребляют совсем уж безнаджные авторы). Но в целом в примерах приведены образцы перебарщивания с описаниями хз чего, чес-слово.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же». Вот тут вообще неравнозначные куски текста. Не одинаковый смысл нихрена. Во втором не хватает именно отношения Адама этим дурацким подкатам. Он знал таки что он ей нравится или сцуко пребывал в блаженном подростковом недоумении "ой чой то она ходит тут духами пахнет, ня, наверное случайно, удобно дверь шкафчика у меня расположена, ах, опять приложилась своей прекрасной попой". Это как раз получается почти наоборот - Адаму нравится Гвен) я тут немного утрирую, но мысли автору надо выражать четче) имха имхущая)

Есть такой писатель, Олег Дивов, фантастику пишет. Таки у него в жежешечке читала как-то такой типа краткий мастеркласс. О том что текст надо сушить, избавляться от лишнего. Там ему молодой автор прислал первую главу, с вопросом - ну как? А Дивов переписал первые абзацы по своему, так что в полтора раза короче стало. И вот читаешь вариант автора - уровень фанфика, хорошего фанфика, я б такое читала в принципе. И читаешь вариант Дивова - короче, информативней и при этом - литература. Я конечно понимаю, что где Дивов и где Паланик. Но и я - массовый читатель а не член комиссии по присуждению нобелевки по литературе. Мне Дивов больше нравится)
Единственно с чем безусловно согласна в статье - это что героев надо столкнуть друг с другом, пусть раскрываются в действии. А все это описалово в топку. Описалово описалова тоже) что-то сама такую простыню накатала) так, мысли вслух

2015-10-20 в 23:04 

Sabrie
carpe diem
feyasterv, мне кажется, что следовать/не следовать этим советам исключительно дело вкуса)) Но для тренировки - это отличное упражнение :)

URL
     

Glitter & Ghosts

главная