Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:11 

Sabrie
carpe diem
11.04.2016 в 21:30
Пишет Кеттарийская Чиффа:

Сидела в машине, ждала мч и слушала НашеРадио.
Сумерки, рядом проезжают машины, а из динамиков начинается литься песня Мельницы.
У Мельницы каждая песня - сказка, ну я обрадовалась: сумерки, Мельница, из-за дерева аккуратно пробивается свет фонаря - атмосфера отличная для сказок и преданий!

Атмосфера сработала.
Играла "Невеста полоза", я слушала ее впервые и я дико струхнула.
Это жутковатая песня, у меня мурашки бегали по спине, я была словно в оцепенении и не могла переключить.:horror2:

Аккуратно, осторожно слушаем


Ай, то не пыль по лесной дороге стелется.
Ай, не ходи да беды не трогай, девица.
Колдовства не буди,
Отвернись, не гляди –
Змей со змеицей женятся.

Лиха не ведала, глаз от беды не прятала.
Быть тебе, девица, нашей – сама виноватая!
Над поляною хмарь –
Там змеиный ждет царь,
За него ты просватана.

Удержи меня,
На шелкову постель уложи меня.
Ты ласкай меня,
За водой одну не пускай меня… (2 раза)

Зелье змеиное отыскать не сумею я,
Золото глаз на тебя поднять не посмею я.
Чешуею загар –
Мне в осеннюю гарь
Уходить вслед за змеями.
Пылью под пологом голос мне полоза слышится…
Полные голода очи-золото в пол-лица…
Он зовет меня вниз:
«Родная, спустись,
Обниму в тридцать три кольца!»

Удержи меня,
На шелкову постель уложи меня.
Ты ласкай меня,
За водой одну не пускай меня… (2 раза)












Мне стал интересен смысл этой песни и я нашла.
silence-vent.livejournal.com/29610.html

Говорить что символизирует змей в мифологии всех стран не хочется, ибо это уже известно любому мало-мальски просвещённому человеку.
Другой мифологический образ: «Девушка у водоема, предназначенная в жертву чудовищу из "иного мира", - этот сюжет перекликается с другими сказочными мотивами: мотивом купания группы девушек, предстающих в образе птиц, снимающих с себя одежду-оперение (мотив оборотничества, связанный с инициациями). В первом случае, Герой похищает одежду одной из девушек и оказывается втянут в опасное состязание с силами иного мира, преодолев которые он приобретает себе невесту. Во втором варианте, обретя себе невесту, Герой сжигает ее одежду/шкуру и также оказывается вынужден бороться с опасными силами, чтобы в конечном итоге обрести свою суженую. Исследователи связывают эти фольклорные мотивы с осмыслением архаической свадебной обрядности, полагая, что древнейшей формой брака было умыкание девушек, которое обычно производилось у воды. Мотив похищения девушек был неотъемлемой частью древнего индоевропейского "мифа основания" и поэтому вошел в раннюю историческую традицию разных народов».

Судьба похищенной девушки двояка (как и двояко может быть интерпретирована «Невеста Полоза»). В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем (брачная жизнь ее со зверем прослеживается в сказках типа «Красавица и чудовище», «Амур и Психея» (кстати, мой пересказ легенды есть в жж, вот тут), другой - с человеком, царевичем. Но есть и случаи, когда двух женихов нет. Змей не сменяется женихом, а превращается в прекрасного царевича (вот такой вариант интерпретации лично мне больше нравится, но что-то не похоже на именно данный вариант песни Хелависы, зато широко распространён именно в сказках народов мира, что см. ниже).

Я лично просмотрела кучу книг (с детства увлекалась сбором сказок народов мира) и интернет-ресурсов, и нашла отзвуки этой легенды о «Невесте Змея» и в китайских сказка, и в сказках великобритании и северной ирландии, и в башкирских, норвежских и конечно русских народных сказках.

Но наиболее известные варианты – это Литовская сказка «Эгле – королева ужей» .
Сама сказка тут: www.litva.lt/o_litve/legenda/egle.php
(ссылка с подсказки perelynn )
А вот тут та же сказка, но в стихах (С. Нерис). Красиво и чуть по другому воспринимается: wwww.foxdesign.ru/fox/priv2_05_3.html
Латышский вариант этой сказки почти идентичен, но с хорошим концом www.skazka.com.ru/people/lat/00000106lat.html
Есть и такой вариант интерпретации «Невесты Царя-Змея» (тоже в стихах, но совсем другой и насыщенный другими персонажами):
Петр Фок «ЗМИХИР» www.ad-artem.ru/poetry/pf/pf10.htm
В индуской мифологии данная тема развивается ещё чуть иначе:
www.rulib.org/book/3556/7.html (на этой странице окончание какой-то другой сказки, и почти сразу начинается та самая, про вдову)
Хелависа в интервью упоминала, что идеи для "Невесты Полоза" были почерпаны из сказки Бажова "Золотой волос" lib.rin.ru/doc/i/45961p.html
который, в свою очередь, позаимствовал сюжет из башкирского эпоса. Плюс, там целый ворох славянских, кельтских и других поверий.

Сама Хелависа говорила: "12 июня отмечался Змеевик. “Средь ряски – змеиные пляски”. будет выбирать царь змей Василиск себе невесту-красавицу. В день Змеевика вереницы гадюк ползут по лугу, свиваются в лесных колодах. Не пытай в этот день судьбу! Послушай, как притихла земля. Не ходи в лес, не тревожь густых трав. Остерегись змеиной свадьбы. В этот день по деревне только мужики ходят: по дрова ли, по воду ли. Сердца девичьи замирают от всякого внезапного горького звука. И было отчего тревожиться им. Так как издревле примечали: накануне дня Змеевика – в день Федосьи Колосяницы (11 июня) на вечерней заре нет-нет да и почудится из глубины лесной чащи девичий плач. Ведь вот какая напасть-то: по древним сказаниям, девушкам, рожденным с 4 по 12 июня, предназначено судьбой идти в невесты к лютому чудищу, царю змей. А не к нему, так в жены к человеку недоброму".

Вот ещё из энциклопедии славянских обрядов про ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ осенний Змеиный Праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. "Православные" христиане отмечали 14 вересеня/сентября Воздвиженье Креста. "На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся - уходят под Землю", "Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю перед зимней спячкой", "На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется». По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя - "Змеиного Царя", поэтому в этот день запрещается ходить в лес.

Кстати, у Башни Rowan есть в свою очередь есть песня «Змеиная свадьба»:
Тикки Шельен Змеиная свадьба

Аспид к аспиде летит,
Аспид аспиде кричит,
Аспид аспиду зовет.

Царь Василиск ведет змеиные свадьбы.

Затаились звери в норах,
тишина, и мир как вымер,
лес затих, трава не дрогнет.
Только масляно мерцают
струи змей по всем дорогам,
и плывет за ними шорох.

Блещут золотом насечки,
серебро сверкает кратко —
змей-жених идет с востока.
С запада грядет невеста,
аспида струится нежно,
чтобы свиться в смертной схватке.

Кто же будет столь безумен,
чтоб остаться на дороге
в час пылания и звона,
в час молчания и пенья?

Царь Василиск ведет змеиные свадьбы.

Петербургской светлой ночью,
сквозь прозрачные проспекты
в шелестении деревьев,
проступающих сквозь стены,
в плеске трав поверх асфальта
три струящиеся тени
в пустоте бездонных улиц
по болотной вязкой хмари

Царь Василиск ведет змеиные свадьбы.

Блещет аспида шелками,
светлых глаз не поднимая,
извивается несмело,
с чешуи роняя блестки,
аспид яростно и страстно
злыми крыльями сияет,
бьет и рвет тугие кольца
на змеином перекрестке.

Осыпаются минуты,
нить бежит неотвратимо,
Кто же будет столь безумен,
чтобы не сгореть на месте,
если звон его настигнет,
если рядом тень метнется,
Это масляной струею
к жениху летит невеста.

Царь Василиск ведет змеиные свадьбы.

И в протяжности любовной,
на пределе их слиянья
переходит крик в шипенье
и в агонию лобзанье,
И ведомая любовью,
аспида сжимает зубы.
И влюбленное, нагое,
обезглавленное тело
бьется в луже черной крови.

И тогда, забив крылами,
в час неслыханной потехи
Василиск, ведущий свадьбу,
обнажает птичьи губы
и заходится в беззвучном
свисте, клекоте и смехе.

Царь Василиск ведет змеиные свадьбы.

И еще легенда о Великом Полозе: perevalnext.ru/uralskiy-velikiy-poloz-i-ego-zme...

Легче и менее страшно не стало. Ощущение жути осталось.

URL записи

@темы: fairytales

URL
Комментарии
2016-08-25 в 23:46 

Хоук
Серьёзные разговоры не мой конёк, мой конёк - горбунок
Самая любимая песня у Мельницы :heart: Ну, одна из)))
Последний арт особенно понравился! Как иллюстрация просто самое оно!:heart:

2016-08-26 в 07:37 

Sabrie
carpe diem
Хоук, красивая песня, так ещё и интересный сказочный сюжет)

URL
2016-08-26 в 16:56 

Хоук
Серьёзные разговоры не мой конёк, мой конёк - горбунок
Есть еще безумно красивый отечественный мультфильм "Про раков". Со схожим сюжетом. Очень советую

2016-08-26 в 16:59 

Sabrie
carpe diem
Хоук, спасибо, занесло в списочек))

URL
   

Glitter & Ghosts

главная